Издательство Praxis
ГлавнаяИздательство PraxisВведение в медиологию

Введение в медиологию

Введение в медиологиюВ издательстве «Праксис» вышла в свет книга известного французского философа, профессора социологии лионского университета Режи Дебре – «Введение в медиологию».

Режи Дебре — известный французский политический теоретик левой ориентации, соратник Че Гевары и советник президента-социалиста Франсуа Миттерана по проблемам Латинской Америки. В 1990 г. он предложил термин «медиалогия» для обозначения нового учения о средствах, предназначенных для передачи знания и традиций, т. е. культурных благ. Развивая в своей работе «Введение в медиалогию» (2000) свою концепцию, Дебре, опираясь в основном на традиции современной французской философской и социально-научной мысли, предлагает широкий спектр новых понятий и подходов, призванных объяснить динамичные процессы коммуникации, происходящие в современном мире: «Целью медиологии не является передача каких бы то ни было сообщений. Она довольствуется изучением процессов, с помощью которых сообщение посылается, циркулирует и «находит адресата». Она не способствует распространению никакой веры. Она стремится лишь помочь понять, как и посредством каких организационных принципов мы веруем. Это не доктрина, соотносимая с каким бы то ни было фундаментом. Она ограничивается задаванием вопросов об условиях взлета доктрин (религиозных, политических или моральных) и о причинах возникновения ученого авторитета. Это площадка для критики, само собой разумеется, представляет собой полную противоположность «большому повествованию» тех, кто убаюкивал нас грезами о лучшей жизни». «Медиология не несет ни благой вести, ни освобождения, ни исцеления. Она не обещает ни малейшего избытка власти, престижа или счастья. Не обещает и возвышения в обществе. В противоположность большинству «научных идеологий», сформировавших школы и авторитет с начала Промышленной революции, медиология не может считаться ни авторитетом, ни панацеей. И если медиология может – то тут, то там – осуществить более точную наводку на пока еще расплывчатые зоны социальной жизни, то она все-таки достаточно осведомлена о становлении идей, и поэтому, с одной стороны, не подвергает сомнению действенность научной критики, а с другой, не воображает, что выигрыш, полученный в сфере познания, может возыметь спонтанный освободительный эффект в отношении нашего коллективного бреда».

СОДЕРЖАНИЕ:

Глава I — Время передачи Угол атаки Не просто сообщать: передавать Расширение поля раскопок Что свойственно человеку Приоритет — памятнику

Глава II — «The Medium is the Message» Метод стартует Рентгеноскопия клише Медиасферы, первый подход Техника и/или культура: как распознать? Доказательство с помощью искусства

Глава III — «Вот это убьет то» Объект: отношения, а не объекты Между вот этим и тем: раствор циркуля (от велосипеда к Боженьке) Вопрос детерминизма: медиум и среда Предшественники в перспективе

Глава IV — Эффективность символов Путь от медиума к медиации «Могущество слова»: пока еще закрытый черный ящик Вступительный код: Воплощение Двойное тело медиума

Глава V — Совет дисциплин Проект: вспомогательное обслуживание Какие центры приютили медиологию? Почему мы не семиологи? Почему мы не психологи? Почему мы не социологи? Почему мы не прагматики? Почему мы не историки? Техническое бессознательное, сопротивления и отрицания Снести еще одну стену

Глава VI — Зачем заниматься медиологией? Цель игры: разрядить обстановку Не наука и не панацея Техника против этнологии: опасная зона Высокотехнологичное пророчество, или избыток логики Эффект бега трусцой В сторону техноэтики