Авторские колонки
ГлавнаяАвторские колонки«Философия – «сказка» для взрослых»
Абдусалам Гусейнов

«Философия – «сказка» для взрослых»

Хочу поделиться с читателями первого номера журнала журнала «Сократ» воспоминаниями о первой лекции,  прослушанной  мной  на  философском факультете МГУ  имени М.В. Ломоносова, и некоторыми размышлениями в связи с ней. Было это чуть более 50 лет назад.

На ней я узнал, что первые философы появились  в VI  веке до нашей  эры  в  Древней  Греции,  в  городе Милет. Их  было  трое: Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Они задумались над  единой  основой  всех вещей и стали искать ответ на вопрос о том, из чего все в мире возникло. Фалес  думал,  что  все  произошло из воды. Анаксимен началом всего  считал  воздух. Эти утверждения мне тогда показались странными. В голове  пронеслось: «А  как  же  камни и  скалы моего родного Дагестана —  они  тоже  из  воды  или  воздуха?» Не  успел  я  об  этом  подумать, как лектор уже рассказывал об апейроне. Этим словом первооснову всего в мире обозначил Анаксимандр. Буквально «апейрон»  переводится как «отсутствие  предела», «бесконечное». Но это разъяснение не помогло мне понять, о чем идет речь. Апейрон  нельзя  было  ни  с  чем  соотнести. Это понятие привело наш курс в сильное возбуждение. Среди гаммы чувств было также ощущение какой-то своей избранности — ведь мы узнали нечто такое, о чем большинство людей ничего не знает.

Возвращаясь мысленно к той первой  лекции,  могу  сказать:  это  было замечательно,  мудро,  что  нас  сразу стали знакомить с конкретными философами и их учениями. Не стали досаждать  предварительными  пустыми разговорами о том, чем занимается философия и как она важна. Поистине: чтобы научиться плавать, надо войти в воду. И мы тогда вошли в нее. И тогда же, на  своей первой  лекции,  мы  начали  ощущать ряд важных истин, к пониманию которых, конечно, пришли значительно позже.

Оказалось:  философия —  это совершенно  особый  мир,  который не похож на тот, который мы видим и  в  котором  живем.  В  него  можно проникнуть  только умом и  воображением. «Проникнуть» —  даже  не точное слово, ибо этот мир не столько  познается,  открывается,  сколько создается, творится умом и воображением  самих  философов.  Ведь «апейрон»  был  только  началом.  За ним  пошли  логосы,  эйдосы,  энтелехии,  материи,  субстанции  и  т.д. Это,  конечно,  отличается  от  змеевгорынычей,  кащеев  бессмертных, кикимор, —  но не более, чем взрослый  от ребенка. В  каком-то  смысле философия  действительно —  сказка для взрослых.

Далее,  мы  узнали,  что  первые философы  на  один  и  тот  же  вопрос  давали  разные  ответы.  И  все они  считались  равноценными.  Так нам  приоткрылась  исключительно важная  истина:  философские  вопросы —  не  обычные  вопросы,  кото  рые  задают,  чтобы  получить  на них  ответ,  это  вопросы,  которыми постоянно задаются для того, чтобы постоянно о них думать. Более очевидной для нас данная истина  стала позже, когда мы дошли до софистов, Сократа, Платона с их спорами и размышлениями о благе, добродетели, справедливости.

Наконец,  еще  один  урок,  уходящий корнями в тот первый сентябрьский день 1956  года. Говоря о Фалесе,  этом  Адаме  философии,  лектор не мог не затронуть связанного с его биографией  курьеза.  Однажды,  наблюдая  за  звездами,  Фалес  упал  в яму. Старая женщина посмеялась над ним, сказав, что он смотрит на небо, но не видит того, что под ногами. Так впервые прозвучал многократно повторяемый  позже  упрек  философии в  ее  непрактичности,  оторванности от жизни. Фалес ответил той старушке, а одновременно всем такого рода последующим критикам философии самым  убедительным  образом.  Благодаря  своим небесным  увлечениям он рассчитал, что предстоящий урожай оливок будет очень обильным, и  заранее  по  низкой  цене  скупил маслобойни. А затем, когда пришла пора  урожая,  который  действительно оказался богатым, он стал сдавать в аренду маслобойни уже с большой выгодой для себя. Он тем самым доказал: философ занимается небесными делами не потому, что не может быть успешным и практичным в житейском смысле слова, а потому, что не  хочет  этого.  У  него  другие  приоритеты.

Философия — не просто особый род занятий. Это еще и особое отношение  к жизни,  особый  строй ценностей.  Интеллектуальные  наслаждения и духовные ценности она ставит выше чувственных удовольствий и материальных выгод. Философией не просто  занимаются,  ею  в известным смысле живут. Может быть, поэтому у философов не бывает хобби. Меня много раз спрашивали, не жалею ли я о своем выборе. Никогда не понимал этого вопроса, как  никогда не мог представить себя инженером, врачом,  спортсменом.  Занятия  философией  и  жизнь  в  философской среде мне кажутся таким же естественным делом, как и внешность, которой меня наделила природа. Разница только в том, что обрести свою индивидуальность  мне  случилось. А  оказаться  связанным  с  философией мне посчастливилось.

Познай  самого  себя —  так  звучит одно из первых суждений, вокруг которого вращалась философская мысль  с момента  своего  зарождения. Его приписывают многим, в том числе и Фалесу. Вряд ли в данном  случае  авторство  имеет  значение.  Прав  был  отечественный  философ Григорий Сковорода, говоря именно в связи с данным изречением,  что «истина  безначальна».  Это значит: разум каждого человека может стать ее началом.

Желаю читателям журнала стать чуть-чуть философами.